Уроки по Delphi

       

Часть урока для новичков


Здравствуйте. На этом занятии мы немного вспомним темы прошлых уроков и расширим наши знания.

Итак, как вы уже знаете, язык который мы изучаем называется Object Pascal. И это значит, что вся работа сводится на управление этими самыми объектами.

Каждый компонент, который вы помещаете на форму, имеет свое отражение в окне Инспектора Объектов (Object Inspector). Как вы помните, Object Inspector

имеет две “странички” - “Properties” (Свойства) и “Events” (События). Создание программы в Delphi сводится к “нанесению” компонентов на форму (которая, кстати, также является компонентом) и настройке взаимодействия между ними путем:

1. изменения значения свойств этих компонентов.

2. написания адекватных реакций на события.

Как Вы уже успели, наверное, заметить, свойство является важным атрибутом компонента. Для пользователя (программиста) свойство выглядит как простое поле какой-либо структуры, содержащее некоторое значение. Однако, в отличие от “просто” поля, любое изменение значения некоторого свойства любого компонента сразу же приводит к изменению визуального представления этого компонента. Свойства служат двум главным целям. Во-первых, они определяют внешний вид формы или компонента. А во-вторых, свойства определяет поведение формы или компонента.

Существует несколько типов свойств, в зависимости от их “природы”, т.е. внутреннего устройства.

·

Простые свойства - это те, значения которых являются числами или строками. Например, свойства Left и Top принимают целые значения, определяющие положение левого верхнего угла компонента или формы. Свойства Caption и Name (из примера прошлого урока) представляют собой строки и определяют заголовок и имя компонента или формы.

·         Перечислимые свойства - это те, которые могут принимать значения из предопределенного набора (списка). Простейший пример - это свойство типа Boolean, которое может принимать значения True или False

(истинно или ложно). Например свойство Enabled




для кнопки Button

будет означать, может ли пользователь или нет нажать на нее. Если установлено False, то кнопка становится серой, недоступной. Т.е. свойство кнопки Enabled

может принитать только два значения и не более.

·         Вложенные свойства - это те, которые поддерживают вложенные значения (или объекты). Object Inspector изображает знак “+” слева от названия таких свойств. Имеется два вида таких свойств: множества

и комбинированные значения. Object Inspector изображает множества в квадратных скобках. Если множество пусто, оно отображается как []. Установки для вложенных свойств вида “множество” обычно имеют значения типа Boolean. Наиболее распространенным примером такого свойства является свойство Style с вложенным множеством булевых значений. Комбинированные значения отображаются в Инспекторе Объектов как коллекция некоторых величин, каждый со своим типом данных. Некоторые свойства, например, Font, для изменения своих значений имеют возможность вызвать диалоговое окно. Для этого достаточно щелкнуть маленькую кнопку с тремя точками в правой части строки Инспектора Объектов, показывающей данное свойство.

Delphi позволяет легко манипулировать свойствами компонента как в режиме проектирования, так и в режиме выполнения программы соответственно программно.

В режиме проектирования манипулирование свойствами осуществляется с помощью Дизайнера Форм (Forms Designer

или как говорилось выше проектировщик форм) или, как Вы уже видели, на страничке “Properties” Инспектора Объектов. Например, для того чтобы изменить свойства Height (высоту) и Width (ширину) кнопки, достаточно “зацепить” мышкой за любой ее угол и раздвинуть до нужного представления. Того же результата можно добиться, просто подставив новые значения свойств Height и Width в окне Object Inspector.

С другой стороны, в режиме выполнения пользователь (программист) имеет возможность не только манипулировать всеми свойствами, отображаемыми в Инспекторе Объектов, но и управлять более обширным их списком. В следующем разделе мы рассмотрим, как это делается.


Содержание раздела